Так
говорил мудрый вещун, а весь фиванский народ
внимательно слушал. Только царь Пентей выругал его и
сказал, что в своем царстве не позволит никаких
шумных празднеств, которые нарушают гражданский
порядок, и что бог пьяниц—совсем не бог. Услышав это
явное кощунство, все бросили царя и присоединились к
свите Диониса. Тогда он сам выехал в Киферонские
горы, где звучали ночные песнопении, пошел, чтобы
своей царской властью положить конец разнузданным
развлечениям. Но вакханки, среди которых была и мать
Пентея Агава, набросились на него и разорвали на
куски.
Дионис
является воплощением не только доброго духа вина, но
и души всего живого. Он управляет рождением, смертью
и воскрешением и появляется в буйной весенней
природе. От него происходят три таинственные девы:
Ойно, Спермо и Элаис, которые обладают удивительным
даром превращать все вещи в вино, зерно и масло. Сам
Дионис из ничего создает молоко и мед, а от удара
его посоха со скал бьют источники. Все творческое
могущество земли сосредоточено в этом родственнике
Деметры—наравне с ней он раздает спрятанные в земле
силы и все ее богатства.
Стародавние греки верили, что бог зимой спит, а
весной просыпается, и праздновали его сон и
пробуждение. В Элиде и в Аргосе женщины весной пели
гимны, вызывая Диониса из моря, а в Дельфах, где
культ этого бога был самым древним, существовала
красивая церемония мистического воскрешения. Каждый
год после зимнего солнцестояния, когда начинает
прибывать день, жрицы собирались ночью в храме, где
была «могила Диониса», и с зажженными факелами в
руках окружали его жертвенник, пели и танцевали,
стараясь разбудить бога из зимнего сна. Кажется, это
воспринималось как «рождение бога», потому что жрицы
одновременно качали в священных яслях какие-то
символические изображения.
Вообще во всей
Греции особенно почитали Диониса в период зимнего
солнцестояния. Декабрьские праздники отмечались
ночью. Женщины с зажженными факелами, исполняя
песни, бегали по горным ущельям. Те обряды
назывались оргиями от греческого слова «орге»--возбуждение.
Безумные танцы, дикие крики и оглушительная музыка
вызывали экстаз, религиозное неистовство, которое
считали духовным объединением с божеством. Людям,
которые брали участие в этих священных оргиях,
казалось, будто из души покидают тело, будто в них
вселяется сам бог и они становятся «исполненные
богом». Это чувство отсоединения души от тела давало
веру в бессмертие души, которая является нетленной
частичкой человека и после смерти тела приобретает
новую форму.
До
недавнего времени существовало убеждение, что культ
Диониса в Греции был новым явлением, что он пришел в
нее где-то из Фракии или Фригии (Малая Азия), но
теперь, после расшифровки глиняных табличек с
микенской эпохи (XV-XIII столетие до н.э.), этот
взгляд изменился. На тех табличках, на шесть веков
старших чем Гомер, среди других известных
богов—Зевса, Геры, Афины, Аполлона—появилось имя
Диониса. Это свидетельствует о том, что он не был
поздним пришельцем. Но возможно, что легенды про
Пентея и дочек Миния сохранили память о тех
временах, когда греки еще сопротивлялись внедрению
безумных обрядов Диониса, возможно, то сопротивление
возникло в кругах военной аристократии тогда, когда
под чужим влиянием давний бог изменил свой
характер,—потому что сначала, в микенскую эпоху, он,
кажется, не был богом виноградников.
Афинский трагик Эврипид славил его, говоря, что
Дионис—бог роскоши. Он царит среди банкетов и венков
из цветов. Звуками своей дудки он разжигает веселые
танцы. Он вызывает безумный смех и разгоняет черную
грусть. Его нектар, разливаясь на столах богов,
увеличивает их счастье, а люди черпают из него сон и
забытье.