Мифология- это собрание рассказов про богов и
героев. Греческий народ, поделенный на множество
племен, по разному описывал свои божества. В каждой
стране, в каждом селе и в каждой общине были
совершенно разные версии, которые поэты тоже очень
старательно перерабатывали и изменяли. Так что за
столетия собрался чрезвычайно богатый и
разнообразный материал, из которого мы отбираем
только наиболее распространенные легенды, занимая
отдельные подробности из лучших и наиболее
интересных вариантов.
Мифология- это еще не совсем религия. Религия
больше опирается на культ, на обряды, которые в
отличии от мифов легко меняются, не поддаются
влиянию времени и сохраняют очень давние формы
верований. Благодаря стойкости культа мы можем
воспроизвести в общих чертах самые древние
верования греков и даже определить, что
в них внесли народы, которые
населяли Элладу до появления в ней эллинов.
Одна из первобытных форм религии- фетишизм, то
есть обожествление неживых предметов, которые
считались жилищем определенного злого или
доброго духа. Греческий селянин, проходя мимо
камня на перекрестке, становился перед ним на колени
и поливал его оливой. Метеоритам приписывали
божественную силу, так как они падали с неба.
Считали, что сумасшедший, посидев на таком
камне, возвращал себе разум, а преступник
очищался от вины. Обычные необработанные обломки
скал часто называли именами богов и хранили в
храмах.
Такое же почтение отдавали и деревьям, и грубо
обтесанным колодам. На острове Икария
неотесанный ствол дерева имел имя Артемиды. У
жителей беотийской Херонеи самой большой
святыней была деревянная палка, которую называли
копьем: она вроде бы упала с неба и ее нашли в
земле вместе с большим количеством золота. Жрец,
которого выбирали каждый год, хранил ту палку в
отдельной капели, приносил ей жертвы, ставя
перед ней стол с рыбой и жареным мясом.
Первобытных идолов, которые имели форму конуса,
столба или доски, украшали ленточками, а
временами одевали в длинную одежду, придавая
человеческий вид.
Нередко общей святыне становились очень старые
или особо красивые деревья, как например дуб в
Додоне – жилище и в определенной мере
изображение самого Зевса. Вообще у всех
индоевропейских народов дуб посвящали самому
высшему божеству. Культ дерева существовал
долго, о чем в первом столетии нашей эры, уже в
период высокой цивилизации, натуралист Плиний
писал: «По стародавнему обычаю, простой селянин,
еще и до сих пор посвящает богу
лучшее дерево, да и мы охотно почитаем
тихие гаи, больше чем сияющие изображения из
золота и слоновой кости».
Первобытный человек не только не считает
животных существами ниже себя, но и часто ставит
выше, ценя их силу и хитрость. Современные дикие
племена иногда называют определенное животное
своим предком, основателем рода. Такие взгляды
могли быть и у стародавних греков. В Фивах особо
почитали ласку, В Фессалии муравья (фессалийские
мирмидоняне твердили, что они происходят от
муравьев), на острове Самом- овцу, в Дельфах-
волка. Богам придавали образ животного. Дионис
был быком, а всех земных богов изображали в виде
змей. В Аркадии было известно очень старинное
изображение Деметры- женщина в черной одежде и с
конской головой. С развитием цивилизации эти
боги все больше теряли животные черты, и
оставались лишь некоторые их признаки. Речные
божества, которых сначала изображали как быков,
сохранили на человеческой голове рога. Сатиры из
настоящих колов превратились в юношей с острыми
ушами и маленькими, вроде бы рудиментарными,
хвостиками. В других случаях воспоминания о
животном подобии божества сохранились в
легендах, которые рассказывали о необычных
превращениях этого самого бога, изображали рядом
с ним как неразлучного спутника: сову возле
Афины, змея возле ног Асклепия.
Эти старинные верования были чаще всего непонятны
грекам периода высшей цивилизации. Греческие
писатели, попадая на пережитки культа деревьев,
животных или камней, пытались истолковать их с
помощью различных легенд.