Гряда гор с огромными, похожими на головы, скалами,
покрытыми сединой снегов, бездонные провалы пещер,
откуда бьют источники и стекают быстрыми ручьями по
крутым склонам, поросших зеленым лесами. Олимп.
Сквозь прозрачный воздух отсюда видно всю Македонию
и всю Фессалию, реки которой вырисовываются, как на
карте, голубыми ленточками; на востоке простилается
море от горы Афон аж до острова Скирос, где среди
дочек царя Ликомеда вырастал молодой Ахиллес; на
западе гряда Пинда закрывает горизонт зубчатой
стеной. Легкие бодрит бесценный нектар воздуха, про
который современные фессалийские селяне говорят, что
он своей чудодейственной силой заживляет раны. Среди
скал и лесов стоит монастырь святого Диониса, а под
самой высокой вершиной, где когда-то вздымался
дворец Зевса, тулится к голым скалам убогая капель,
построенная из неотесанного камня. День и ночь
монастырские звоны наполняют опустевшее жилище богов
строгими звуками христианских песен.
Олимп был настоящим царством Зевса с тех пор,
как после войны с гигантами он поделил власть
над миром с двумя братьями – Посейдоном и Аидом.
Все трое тянули жребий. Зевсу досталось небо и
земля вместе с Олимпом, Посейдону выпало море,
Аиду- подземное царство мертвых. Зевс, как
хозяин неба, объявил себя верховным богом,
которому все должны подчиняться. Сначала братья
бунтовали, особенно вспыльчивый Посейдон; бывали
даже дворцовые перевороты, но каждый раз,
благодаря своей силе и уму, Зевс побеждал, до
тех пор пока все не покорились ему.
Землю боги тоже делили между собой; каждый из
них получал какой-то город или остров, где
жители особенно почитали его. Это родственное
деление происходило мирно: подписывались
договора и составлялись сделки. Но временами
доходило и до стычек. Так, например, Посейдон не
хотел уступить Афине городом Афины. Чтобы
примирить их, было решено, что город будет
принадлежать тому, кто сделает его жителям самый
ценный дар. Посейдон ударил трезубцем об землю и
из нее выскочил конь (по другим сведениям забил
соленым источник), а богиня Афина вызвала из
глубины неплодородной афинской земли маслиновое
дерево. Все боги и люди единодушно признали
подарок Афины ценнее, потому что он был
настоящей благодатью для убогого края. Когда
таким образом уже вся земля была поделена,
оказалось, что как-то совсем забыли про
светлейшего из небожителей, Гелиоса, всевидящего
бога солнца. На счастье, через несколько дней из
моря вынырнул прекрасный остров Родос, который и
подарили Гелиосу. На этом острове, который
пахнет розами, у него были храмы, жертвенники и
преданные поклонники.
Зевс хорошо устроился на Олимпе. Дикие звери не
имели туда доступа, и холодный ветер никогда не
заносил снежных бурь. Ни одна туча не омрачала
прозрачный воздух. Там царила вечная весна. Под
самой высокой вершиной блестел палац Зевса, весь
из золота и драгоценных камней, а под другими
вершинами и на склонах стояли более скромные
жилища других богов. Их построил Гефест,
непревзойденный мастер. Врата на Олимпе стерегли
Горы, непорочные богини времен года.
Счастливо живут боги на Олимпе. Там не слышно ни
криков, ни стонов больных, потому что
золотистокожие небесные властелины никогда не
болеют. Только иногда кто-то из богов, случайно
увидев мужеубийственную войну, возвращается
раненый, но его раны сразу же заживают по чутким
присмотром заботливых врачей. Споры и ссоры
обычно длятся недолго, потому что Зевс своим
авторитетом решает и улаживает их. Только
Зевсова жена Гера, громко при всех ругает
властелина мира, потому что она очень сварливая
и подозрительная. Боги объединяются в тесные
товарищеские группы, а на большие праздники и
советы собираются в просторном Зевсовом палаце.
Собрания бывают малые и великие. На малые приглашают только
олимпийцев, высшую аристократию богов. Иногда
созывается настоящее вече, и быстроногий
посланец богов Гермес, должен оббежать всю сушу
и все моря, чтобы сообщить о Зевсовом указе всей
той группе божков, всей той бессмертной мелкоте,
которая, раскрыв от удивления рот, смотрит на
небесную роскошь и не смеет и слова проронить в
присутствии могущественных властелинов, которые
гордо взирают на нее, как бы спрашивая: «Какого
черта отец Зевс созывает весь этот сброд?».