Греция Рим Египет Славяне Украина Япония Индия Христианство

Русские Мифы

    

Русский миф уходит корнями в далекое прошлое, возникнув задолго до того, как сформировались русский язык и культура, и имеет много общего с мифологиями других славянских народов. Объем этого исследования, однако, не позволяет провести какой-либо сравнительный анализ, особенно с теми мифологиями, которые сложились за пределами территорий восточных славян. Свое начало русский миф берет в седьмом-восьмом веках нашей эры, когда ранние славянские племена расселялись по берегам рек Балтийского и Черноморского бассейнов. Одним из импульсов к образованию городов и государства у ранних славян было появление в девятом веке на этой территории варягов, или викингов (славяне именовали их "русь"), которых привлекали торговые возможности разветвленной речной сети, известной под названием "путь из варяг в греки". Вещий Олег, закрепившись в городе Ладоге, двинулся во главе войска, состоявшего преимущественно из варягов, на юг, сначала к Новгороду, затем в Киев. Захват Киева в 882 году привел к основанию первого русского государства — Киевской Руси. Правящая династия вскоре "ославянилась", и скандинавские имена (Олег) уступили место славянским (Святослав, Владимир). Принятие христианства в его восточно-византийской форме князем Владимиром Святославичем в 988 году позволило укрепить княжескую власть и положило начало двухсотлетнему периоду политического могущества и процветания Киевской Руси, сопровождавшемуся расцветом искусства и культуры.

Раскол восточных славян на три характерные этнические группы — русских, белорусов и украинцев — произошел после распада Киевского государства. С конца одиннадцатого века государство начало распадаться из-за междоусобных распрей и под постоянным давлением тюркских кочевых племен — в частности, половцев, наступавших с юга. Разрушение Киевской Руси завершилось в тринадцатом веке в результате вторжения монголов, называвшихся в русском народном эпосе татарами.

Перемещение населения в значительной степени на северо-восток, в регионы, которые в настоящее время составляют Центральную и Северную Россию, привело к опустошению Киевской Руси. Политическая власть перешла к более северным городам — Владимиру и Москве, где со временем и утвердилось государство, ставшее впоследствии современной Россией. Термин "миф" можно толковать по-разному. В отличие от греков, индусов или персов, у русских нет единого сложного свода мифов о языческих богах, нет древних священных книг и обширных эпических повествований. В то время как усложненные мифологические системы в России представлены слабо, совсем иная картина наблюдается в отношении мифов на более примитивном уровне, связанных с миром природы, семьей и повседневной жизнью простых людей. Исследования такого рода требуют изучения как фольклора, так и этнографических данных. Это позволит выявить присутствие мифологических тем и персонажей в верованиях и ритуалах повседневной жизни, а также в разнообразных литературных и художественных формах.

К ним относятся, в частности, былички, рассказы, героями которых выступают полубоги и одухотворенные существа, лешие, русалки и духи умерших, которыми населен привычный мир русского крестьянства. Эта форма воспоминаний, или рассказ о событиях, предположительно имевших место в реальной жизни, которые рассказчик "помнит", свидетельствует о глубоко укоренившейся в традиционной крестьянской общине вере в прямую связь мира обыденного с миром потусторонним. До сих пор можно встретить людей, знающих былички, и записать их. Народные рассказы, известные как сказки, в отличие от быличек, представляют собой чистый вымысел, не имеющий ритуального значения. Но и здесь также, особенно в так называемых волшебных сказках, в поэтическом языке проступают мифические мотивы. Именно в волшебных сказках появляется устрашающая и загадочная Баба Яга. Былины, в которых рассказывается главным образом о ранних героических защитниках Киевской Руси, представляют собой смесь мифа и исторических событий, в то время как религиозные легенды и духовные стихи, где персонажи Ветхого и Нового Завета, святые и отшельники встречаются с обычными людьми, являют собой смесь мифа и христианской набожности. Последние три формы, в отличие от быличек, перестали существовать как часть живой традиции около ста лет назад. Мифические мотивы можно встретить и во многих других формах фольклора. Весьма важными в этом отношении являются заклинания и заговоры, которыми Россия особенно богата. Символы мифического мышления вплетены в традиционные орнаменты и резьбу, которыми украшены крестьянские избы. Миф был тесно связан с сезонными и семейными ритуалами. Другими словами, миф в той или иной форме определяет традиционное мировоззрение русских. Поскольку систематическое собирание русского фольклора и научный интерес к мифу начались только в конце восемнадцатого века, большинство первоисточников, на которые опирается автор этой книги, как этнографических, так и литературных, датируется девятнадцатым веком и началом двадцатого, хотя многие аспекты мифа, обсуждаемые здесь, документированы со времен раннего Средневековья и в той или иной форме дожили до нашего времени. 

Курсы маникюра и наращивания ногтей в Москве представляют собой комплексную программу подготовки и обучения маникюру и наращиванию ногтей мастеров салона красоты, а именно: работе с кожей и ногтями рук и ног, в том числе уход за кожей и ногтями, аппаратные методики маникюра, декорирование и наращивание ногтей как на руках, так и на ногах!


Блок Рекламы:
Назад